Улицы Сергиева Посада. Старые и новые имена.
Каждый день мы ходим по улицам, проезжаем по несколько раз мимо Троице-Сергиевой Лавры и переулкам центра. Но мы совсем забыли, как эти улицы называли наши бабушки и дедушки - ещё совсем недавно по меркам истории))) Некоторые топонимы на слуху и сейчас – особенно в кварталах, где расположены частные дома и новостройки вокруг Лавры. Некоторые названия остались лишь в памяти старожилов. И то – далеко не все!
Сейчас горожане говорят, «поеду в центр», «магазин в центре», «от центра 5 минут». Всегда имеют в виду исключительно большой район города, а не его достопримечательности. А в прошлом нашей истории этот район был известен в народе как «Служние слободы Лавры». Название берёт свое обозначение поселений вокруг Троице-Сергиевой Лавры «чиновников», которые были, говоря современным языком, менеджерами по управлению огромных владений монастыря по всей территории России. Служняя слобода появилась в начале первой четверти XV века. Это были разного рода приказные, стряпчие, дьяки. В мирное время они выполняли канцелярскую работу, а в военное – несли воинскую службу. Монастырсие слуги не имели права жениться вплоть до начала XVII века.
Сейчас горожане говорят, «поеду в центр», «магазин в центре», «от центра 5 минут». Всегда имеют в виду исключительно большой район города, а не его достопримечательности. А в прошлом нашей истории этот район был известен в народе как «Служние слободы Лавры». Название берёт свое обозначение поселений вокруг Троице-Сергиевой Лавры «чиновников», которые были, говоря современным языком, менеджерами по управлению огромных владений монастыря по всей территории России. Служняя слобода появилась в начале первой четверти XV века. Это были разного рода приказные, стряпчие, дьяки. В мирное время они выполняли канцелярскую работу, а в военное – несли воинскую службу. Монастырсие слуги не имели права жениться вплоть до начала XVII века.
Начиная с XVII века самый ближний к Троице-Сергиевой Лавре район заселили грамотные люди, часто непростого дворянского происхождения. Они строили богатые и красивые дома, возвели Рождественскую церковь, которая по статусу считалась собором
После реформ Екатерины II о секуляризации монастырских земель, «лаврские слуги» просто исчезли как класс. На их место пришли купцы и мещане. Это основа общества образованного по указу Екатерины II Алексеевны («Великая») в 1782 году Сергиев Посада. Купцы и мещане ведь тоже грамотные и далеко не бедные люди. При этом большая часть населения были кустари-игрушечники.
Игрушечный промысел начал активно развиваться в Сергиевом Посаде за счет мощного потока богомольцев в Свято Троицкую Лавру преподобного Сергия Радонежского. Каждый из них хотел увезти из святого места какой-то сувенир или игрушку. Кустари работали дома, часто всей семьей, а продажей изделий занимались скупщики, имевшие лавки у ворот монастыря.
Позднее Служние слободы логично разделились на две – Верхнюю и Нижнюю, по рельефу местности.
После реформ Екатерины II о секуляризации монастырских земель, «лаврские слуги» просто исчезли как класс. На их место пришли купцы и мещане. Это основа общества образованного по указу Екатерины II Алексеевны («Великая») в 1782 году Сергиев Посада. Купцы и мещане ведь тоже грамотные и далеко не бедные люди. При этом большая часть населения были кустари-игрушечники.
Игрушечный промысел начал активно развиваться в Сергиевом Посаде за счет мощного потока богомольцев в Свято Троицкую Лавру преподобного Сергия Радонежского. Каждый из них хотел увезти из святого места какой-то сувенир или игрушку. Кустари работали дома, часто всей семьей, а продажей изделий занимались скупщики, имевшие лавки у ворот монастыря.
Позднее Служние слободы логично разделились на две – Верхнюю и Нижнюю, по рельефу местности.
В 1891 году Московское губернское земство выстроило в конце Нижней улицы художественные мастерские. Труд кустарей стал более квалифицированным. В мастерских детей обучали рисованию, анатомии, столярному, резному и токарному делу, а также выжиганию и росписи изделий. Им давали заказы, возможность сбыта по более выгодной цене и иногда даже за границу Российской империи.
В районе Верхней Служней слободы в середине 19 века появилось благотворительное учреждение. Оно заняло целый квартал и во многом до сих пор определяет внешний облик города и центральных улиц Сергиева Посада. Учреждение включило в себя целый комплекс – Александро-Мариинский дом призрения или Странноприимный дом, церковь Рождества Богородицы, гостиницу для богомольцев, богадельню, больницу и школы для мальчиков и девочек.
Школы были раздельные, учили тогда отличными друг от друга образовательными программами и по отдельности. Что хорошо мальчику – не очень подойдет девочке, и наоборот). После революции 20 века здесь находились детский дом, игрушечная артель, Трикотажная фабрика и несколько школ, включая, кстати, знаменитый на весь мир Физико-математический лицей.
Школы были раздельные, учили тогда отличными друг от друга образовательными программами и по отдельности. Что хорошо мальчику – не очень подойдет девочке, и наоборот). После революции 20 века здесь находились детский дом, игрушечная артель, Трикотажная фабрика и несколько школ, включая, кстати, знаменитый на весь мир Физико-математический лицей.
А магазины, рестораны и помещения дома призрения, расположенные в старинных кирпичных постройках с арочными потолками, продолжают всё также служить горожанам, туристам и сегодня.
пр. Красной Армии, главная улица города и сегодня. В то время тоже центральная – Московская и Переяславская улицы.
ул. Пионерская или тогда Дворянская улица, по плану Сергиева Посада 1783 года. Сейчас на ней находится множество гостиниц и огромный бизнес-центр.
ул. Митькина или Нижняя Служняя слобода. Сегодня это перекресток улиц Митькина и Вознесенской, а в разговорной речи горожан - район Нижнёвки. Это была часть дороги XV века из Лавры в Юрьев-Польский. Из-за расположенных позднее здесь бань рижского купца Лариона Антонова появляется Банный Двор и 2-ой Банный двор. Сегодня это Вокзальный переулок
Пожарный переулок или тогда – Проезжий переулок. Сегодня это боковой фасад здания, в котором расположился Пенсионный фонд и отреставрированная церковь Рождества Богородицы, рядом приют для богомольцев. Также сегодня тут можно посмотреть на памятник "Пожарный" - первым добровольцам-горожанам пожарных. Раньше здесь располагалось первое городское пожарное депо. Это когда ещё на лошадях и повозках ездили с бочками.
Овражный переулок или тогда Рождественский ( по названию ныне утраченного Храма Рождества Христова на ул. Карла Маркса)
ул. Пионерская или тогда Дворянская улица, по плану Сергиева Посада 1783 года. Сейчас на ней находится множество гостиниц и огромный бизнес-центр.
ул. Митькина или Нижняя Служняя слобода. Сегодня это перекресток улиц Митькина и Вознесенской, а в разговорной речи горожан - район Нижнёвки. Это была часть дороги XV века из Лавры в Юрьев-Польский. Из-за расположенных позднее здесь бань рижского купца Лариона Антонова появляется Банный Двор и 2-ой Банный двор. Сегодня это Вокзальный переулок
Пожарный переулок или тогда – Проезжий переулок. Сегодня это боковой фасад здания, в котором расположился Пенсионный фонд и отреставрированная церковь Рождества Богородицы, рядом приют для богомольцев. Также сегодня тут можно посмотреть на памятник "Пожарный" - первым добровольцам-горожанам пожарных. Раньше здесь располагалось первое городское пожарное депо. Это когда ещё на лошадях и повозках ездили с бочками.
Овражный переулок или тогда Рождественский ( по названию ныне утраченного Храма Рождества Христова на ул. Карла Маркса)
Пионерский переулок или тогда Рождественский тупик.
ул. Карла Маркса или тогда отрезок Александровской улицы, Верхняя Служняя слобода. Александровской улица была названа поcле того, как Иван IV Грозный стал проезжать по ней из Москвы в Александровскую Слободу (г. Александров Владимирская обл.). Этот путь проходил по части современных К.Маркса и Вифанской. Сегодня ул. Карла Маркса самая популярная улица у туристов и горожан для прогулок и отдыха. Здесь расположено множество ресторанов и кафе, Музей советского детства, а также регулярно проходят городские мероприятия.
ул. Шлякова или тогда ул. Красная, а до того – ул. Белая. Топоним произошел от названия людей, живущих при монастыре, но не монахов и не послушников. Их называли «бельцы». Сегодня на ул. Шлякова в старом "Красном" доме купца Гаврилы Васильевича Когтева (в народе старый военкомат) находится гостиница, а в художественных мастерских напротив расположился Дом художников, выставочный зал и офисный центр Барский Двор. А до недавнего времени была ещё одна достопримечательность - дом Хвастовых. В 1970-е здание отдали нашему музею-заповеднику и пытались реставрировать. Но деревянные перекрытия оказались слишком слабые. Следующим хозяином, причем плохим, стал город. К сожалению, в этом красавце-доме случилось аж два пожара, после которых он был навсегда утрачен в 1990 году.
ул. Вифанская и Валовая. Сегодня эти улицы сохранили свои прежние имена до наших дней. И даже на их счету имеются городские легенды.
Вокзальный переулок, а тогда 2-ой Банный переулок
ул. Кирова – Долго-Дмитровская улица
ул. Шлякова или тогда ул. Красная, а до того – ул. Белая. Топоним произошел от названия людей, живущих при монастыре, но не монахов и не послушников. Их называли «бельцы». Сегодня на ул. Шлякова в старом "Красном" доме купца Гаврилы Васильевича Когтева (в народе старый военкомат) находится гостиница, а в художественных мастерских напротив расположился Дом художников, выставочный зал и офисный центр Барский Двор. А до недавнего времени была ещё одна достопримечательность - дом Хвастовых. В 1970-е здание отдали нашему музею-заповеднику и пытались реставрировать. Но деревянные перекрытия оказались слишком слабые. Следующим хозяином, причем плохим, стал город. К сожалению, в этом красавце-доме случилось аж два пожара, после которых он был навсегда утрачен в 1990 году.
ул. Вифанская и Валовая. Сегодня эти улицы сохранили свои прежние имена до наших дней. И даже на их счету имеются городские легенды.
Вокзальный переулок, а тогда 2-ой Банный переулок
ул. Кирова – Долго-Дмитровская улица